Лев Гумилев
Лев Николаевич Гумилев (1 октября 1912 г., - 15 июня 1992 г., Санкт-Петербург), также известный как Лев Гумилев, был российским историком. Его неортодоксальные идеи относительно рождения и смерти этносов (этнических групп) дали начало политическому и культурному движению, известному как "Нео-Евразиазм".
Его родители были известными поэтами - Николай Гумилев и Анна Ахматова. Они развелись, когда Льву было всего 7 лет, и его отец был казнен из-за его антибольшевистских симпатий, когда Льву исполнилось всего 9 лет. Во время преследования его матери в 1930-ых годах, он был отчислен из Ленинградского Университета и выслан в ГУЛАГ, где он провел большую часть своей юности, с 1938 до 1956 годов. Во время краткого перерыва, когда он присоединился к Красной Армии и принял участие в Берлинском Сражении. Чтобы обеспечить его выпуск, Ахматова была вынуждена написать и издать дифирамбы Сталину, но это не помогло. Их отношения оставались напряженными, поскольку Лев обвинял свою мать в неудачах, которые преследовали его, особенно за испорченную юность.
После смерти Сталина Гумилев стал работать в Музее Эрмитажа, директором которого, был Михаил Артамонов, который впоследствии станет наставником Гумилева. Под руководством Артамонова он заинтересовался хазарскими исследованиями и степными народами вообще. В 1960 году он начал читать лекции в Ленинградском Университете. Два года спустя, он защитил докторскую диссертацию на тему древних турков. С 1960-ых годов он работал в Институте Географии, где он защитит другую докторскую диссертацию по географии.
Хотя его идеи были отвергнуты из-за несоответствия официальной советской доктрине и большинство его монографий были запрещены к публикации, Гумилев привлек большое внимание во время Перестройки. Как признак его популярности, Казахский президент Нурсултан Назарбаев основал Евразийский Университет им. Льва Гумилева, который располагается напротив его собственного дворца на центральной площади новой Казахской столицы, Астаны.
Гумилев попытался объяснить волны кочевого перемещения, которое «качало» великую степь Евразии в течение многих столетий, с помощью географических факторов, например, такими как ежегодные кочевые перемещения, которые определяются областями полей, которые могли бы использоваться для того, чтобы заниматься разведением домашнего скота. Согласно этой идее, когда области степи «сжимались», кочевники из Средней Азии начали перемещаться на более плодородные пастбища Европы или Китая.
Чтобы описать свои идеи относительно происхождения и развития этносов, Гумилев ввел понятие "пассионарность", которое может быть объяснено, как уровень жизненной энергии и особенность власти любой определенной этнической группы. Гумилев утверждал, что они проходят через стадии возвышения, развития, кульминационного момента, инерции, и падения.
Черпая вдохновение в работах Константина Леонтьева и Николая Данилевского, Гумилев расценивал русских как "супер-этнос", который является родственным к тюркским народам евразийской степи. Тем периодам, когда Россия, как говорили, находилась в противоречии с народами степи, Гумилев, давал иное толкование, как периодам консолидации российской власти со степными этносами, чтобы выступить против разрушительных влияний идущих от католической Европы, которая представляла потенциальную угрозу целостности российской этнической группы.
В соответствии с его Паназиатскими теориями, он поддерживал национальные движения татар, казахов, и других тюркских народов, в дополнение к монголам и другим жителям восточной Азии. Неудивительно, что учение Гумилева имело огромную популярность в Центральных азиатских странах. В Казани, например, памятник ему был открыт в августе 2005 года.
Однако Гумилев не расширял этот этнологический экуменизм на средневековых евреев, которых он расценивал как паразитный, международный городской класс, который доминировал над Хазарами, которые в свою очередь подвергли ранних Восточных Славян "хазарскому хомуту". В частности эта теория не имела фактической поддержки из первичных источников, он утверждал, что Радханиты способствовали эксплуатации Восточных славян и проявили неуместное влияние на социополитический и экономический пейзаж раннего Средневековья. Гумилев утверждал, что еврейская культура была по своей природе коммерческой и существовала снаружи, и против ее окружающей среды. Согласно этому представлению, евреи не нация, а определенное мышление определенной группы людей, имеющих еврейское генетическое наследие и/или разделяющих моральные нормы Иудаизма. Эти идеи вынудили таких ученых, как Вадим Россман, Джон Клайер, Виктор Ясман, и Михаил Трипольский определять Гумилева, как антисемита.
Работы
- The Hsiung-nu (1960 г.)
- Древние Турки (1964 г.)
- Поиск Воображаемого Королевства: Легенда о Королевстве Иоанна Предтечи (1970 г.)
- Этногенез и Биосфера Земли (1978 г.)
- Древняя Русь и Большая Степь (1989 г.)
- Конец и Новое Начало (1989)
- От Руси до России (1992)