Афанасий Щапов
Афанасий Прокопьевич Щапов (10 (17) мая 1830 г. – 27 февраля (10 марта) 1876 г.) был российским историком, обвиняемым в "сибирском национализме", и был преследован царскими властями за свои взгляды.
Афанасий Щапов родился в деревне около Иркутска, в семье российского дьяка и бурятки. Образование он получил в Иркутске, затем он поехал в Казань и стал студентом в Казанской Теологической Академии (1852-1856 гг.). После получения Степени бакалавра Щапов начал читать лекции по российской истории в своей альма-матер (1856-1860 гг.), а позже в Казанском Университете (1860-1861 гг.). Он также изучил библиотеку Соловецкого Монастыря, которая была эвакуирована во время Крымской войны в Казань. Очарованный Соловецким Восстанием, Щапов начал писать статьи о Расколе и Старообрядчестве. 16 апреля 1861 года, он прочел революционную речь, посвященную жертвам Волнения в Бездне, после которого он был арестован и сопровожден в Санкт-Петербург. После расследования Щапов был уволен с должности учителя и назначен чиновником в Министерство внутренних дел; на этом посту он отвечал за сектантские дела. В 1862 году, он был освобожден от обязательств и был помещен под полицейское наблюдение.
Афанасий Щапов был докладчиком во многих российских журналах, таких как Отечественные записки (Записки о Родине), Русское слово (Российское Слово), Время, Век (Столетие), и других. В 1864 году, он был сослан в свою родную деревню, а затем в Иркутск по подозрению в связях с Александром Герценом и Николаем Орловым. Летом 1865 года, Щапов был арестован в связи с так называемым сибирским делом (Общество независимой Сибири). После того, как он был отпущен на свободу, он работал во многих журналах, включая Дело, Записки Сибирского отдела РГО (Записки Сибирского Отдела Российского Географического Общества), и другие. В 1866 году, Щапов принял участие в экспедиции в Туруханскую область как этнограф, организованной Сибирским Отделом Российского Географического Общества. Афанасий Щапов умер от туберкулеза в 1876 году.
Афанасий Щапов написал много работ относительно истории сектантства и Раскола, который он рассматривал как проявление общественного протеста против социального притеснения. В 1856-1864 годах, под влиянием Григория Елисеева и Степана Ешевского, он выступал, как сторонник так называемой "теории областей - земств" (земско-областническая теория), рассматривая российскую историю как процесс взаимодействия между определенными "областями". Щапов сосредоточился на географии и экономике, поскольку, как считают, в исторической науке России наступило время для следующего поколения российских историков, представленного Василием Ключевским, Павлом Виноградовым, и Михаилом Ростовцевым. Так как географические условия различных российских земель очень сильно отличались, Щапов считал невозможным написать Общую историю России.
Он считал, что Сибиряки были этнически отличны от остальной части российской нации, поскольку их характер был сформирован под влиянием бурной природы на неприветливой земле, они рождались с предприимчивым и инициативным духом Старообрядцев, которые были первыми поселенцами Сибири.