Конкурс им. В. И. Вернадского
Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского является дистантно-очной образовательной программой, формой межрегиональной организации исследовательской деятельности учащихся.
Цель Конкурса — духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших развитию духовной и материальной культуры России. Приветствуется участие учащихся из-за рубежа.
Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.
Основные положения учения Вернадского легли в основу международной концепции устойчивого развития.
Задачами Конкурса являются:
обеспечение доступности, качества и эффективности образования детей на основе развития продуктивных образовательных технологий в период модернизации образовательной системы Российской Федерации;
развитие образовательных программ и методик, основанных на исследовательской деятельности учащихся как действенного средства повышения эффективности образовательного процесса;
развитие творческого интереса школьников в области наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре; стимулирование участия школьников в исследовательской работе в областях науки, являвшихся сферой научных интересов В. И. Вернадского;
формирование преемственности образовательных программ общего среднего, дополнительного, высшего профессионального образования на основе привлечения старшеклассников к исследовательской работе;
развитие интереса к фундаментальным наукам среди школьников;
ознакомление учащихся и педагогов с творческим наследием выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского;
развитие методической базы и инфраструктуры прикладной учебно-исследовательской работы со школьниками в России;
привлечение обучающихся различных регионов страны в московские вузы.
Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы школьников . Такие работы предполагают: осведомленность о современном состоянии области исследования, владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщений, выводов.