Николай Карамзин (Природа, мир, тайник вселенной)
Михаил Эпштейн
Создатель унылого, печального пейзажа, пронизанного мотивами томления, увядания, прощания с жизнью ("Осень", 1789; и др.), Н.Карамзин предвосхитил скорбную, "рыдальческую" линию в развитии русского чувства природы (Н.Некрасов, А.Белый и др.). Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души ("Весенняя песнь меланхолика", 1788; "К самому себе", 1795), заложил основу для психологизма в пейзажной лирике.
Едва ли не главная заслуга Карамзина-пейзажиста - осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается, в русле руссоистских влияний, поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства "воспитания души". В стихотворениях "Поэзия", "Дарования" - раздумья поэта-пейзажиста о высших целях своего творчества, призыв к созерцанию природы, которая своей красотой облагораживает нравы и умиротворяет страсти. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе.
Одним из первых Карамзин воспел Волгу ("Волга", 1793) [наряду с И.Дмитриевым ("К Волге"), 1794].